четверг, 9 августа 2012 г.

Талицкий лагерь военнопленных

Однажды ко мне зашла жительница Талицы Нина Тюленева. «Недавно вы написали о лагере военнопленных, существовавшем в Талице в 50-х года, - сказала она. – Так вот я знаю женщину-бухгалтера, которая тогда работала в этом лагере». Не воспользоваться таким случаем было нельзя И я задал несколько вопросов бухгалтеру лагеря военнопленных № 476 Нине Травиной.




 - Нина Васильевна, я знаю, что вы работали бухгалтером в лагере военнопленных, а как вы туда попали? 

 - В начале 1950 года я развелась со своим мужем и переехала из Свердловска, где жила, в Талицу. Переехала с маленьким ребенком и остановилась на частной квартире. У меня уже была предварительная договоренность, что я буду работать в лагере. В Талице, там где сейчас остановка «Гора» до 1950 года находился исправительный лагерь для советских заключенных. Режим в нем был мягкий, сидели там мужчины за мелкие бытовые преступления.

 - Когда русский лагерь стал лагерем для военнопленных? 

 - Летом 1950 года лагерь для советских заключенных расформировали и в ноябре пришел первый эшелон с военнопленными немцами. Их выгружали на станции Первоуральск и пешком под конвоем отправляли в лагерь, в Талицу. Сколько их было – не помню. Когда-то мы давали подписку о не разглашении и вот, будто специально, забыла….

 - Как был организован быт немцев? 

 - Когда их привезли они были одеты кто во что горазд. На некоторых были намотаны платки, какие-то тряпки. По приезду всех немцев повели в баню, потом переодели в черную робу, выдали обувь, белье и прочее. Разместили их в добротных деревянных бараках. Позднее, там было ЖКО Новотрубного завода, е еще позже - в этих браках были организованы двухквартирные дома. Питались военнопленные хорошо, во всяком случае, лучше нашего. Продукты им выдавались целой партией и они сами готовили пищу и делили ее между собой. Выдачей одежды пленным так же занимался немец из числа отбывающих срок. Я только приходила изредка и сверяла расход одежды по документам.

 - Чем занимались военнопленные?

 - Мне по долгу службы не было необходимости часто бывать в лагере. А вместе с пленными прибыл в Талицу и Особый отдел. Лишние контакты с пленными не приветствовались. А вне лагеря они занимались, в основном, строительством. Каждое утро их выводили из лагеря и они в сопровождении охраны отправлялись на работу. Трудились они обычно на огороженных и ограниченных стройплощадках, но полностью исключить контакт с местным населением был, конечно, невозможно.

 - В связи с этим много ходило разговоров о романе советской женщины и немецкого военнопленного… 

 - Это было не у нас в Талице, а в Первомайке. Там лагерь для военнопленных был на месте нынешней воинской части. Медичка работала в лагере, у нее было двое детей, был муж, который работал в этом же лагере. О ее связи с немцем стало известно, а это ж было нельзя. Мы подписку давали….

- Подписку, что не будете вступать в связь с немцами? 

 - Нет, конечно. Но все ж знали, что это нельзя. Вот и они отчаялись и решили покончить жизнь самоубийством - перерезали вены. Она умерла, а он остался жив. Про это даже кино снимали «Фрау Мария». С телеканала «Культура» приезжали ко мне, брали интервью.

 - А какие-то еще эксцессы с военнопленными были? 

 - Вообще-то все немцы были очень спокойными, вежливыми. Я думаю, что среди них отъявленных фашистов-то и не было. Был один побег. Двое удрали, долго бродили по лесу, изголодались, вышли к людям, в Новоалексеевке в какую-то семью. Те их посадили обедать, и пока немцы обедали – приехала милиция.

 - Когда немецких военнопленных распустили по домам? 

 - Зона просуществовала до марта 1956 года. Тогда лагерь ликвидировали, немцев посадили в вагоны и организованно, под охраной эшелонами отправили в Берлин. Некоторых в Восточный Берлин, некоторых - в Западный. Немцы о том, что их отправят домой узнали раньше нас, потому что им приходили письма из Германии. Потом уже из разговоров с немцами было известно, что большинство из них собираются ехать в Западный Берлин. А я вышла здесь замуж за солдата – конвоира. Он построил дом, в котором я живу и по сей день.

ПС: "Вежливость" немецких военнопленных ввела в заблуждение Травину. В талицком лагере содержались не простые военнопленные, а военные преступники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий