В истории второй мировой войны существует масса мифов. Некоторыми
из этих мифов историки активно интересуются и опровергают, а некоторые живут
несмотря ни на что… Я, упомяну только некоторые из этих мифов:
1 В годы ВОВ СССР был индустриальным гигантом,
опережавшим Третий рейх по всем показателям.
2 СССР многократно превосходил Третий рейх по
людским ресурсам.
3 Промышленность Третьего рейха постоянно
испытывала дефицит сырья, в то время как промышленность СССР располагала
огромным количеством сырья…
Каждый из этих вопросов достоин целой книги, но я сегодня
остановлюсь только на первом пункте. Причем
коснусь лишь условий создания реактивной авиации.
Двигатель для Ме.262
Первый в мире серийный реактивный самолет собирался на авиазаводах в Аугсбурге и
Регенсбурге.
Часть авиапроизводства находилась в подземных ангарах
Это специализированные авиапредприятия с хорошей
материальной базой и онструкторскими лабораториями.
В Германии у советского БИ-1 был родственник - МЕ-163 (обратите внимание на ангар и сравните его с ангаром для БИ-1!)
Теперь как мы впечатлились германским авиапромом, вернёмся в
СССР.
В Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро
была вынуждена отправиться в эвакуацию. КБ Болховитинова, создавшее первый
советский истребитель с ракетным двигателем Би-1 оказалось на Урале, в Билимбае.
Истребитель БИ-1
Конструирование и создание БИ-1 происходило в здании клуба
Билимбаевского труболитейного завода (Свято-Троицкий храм) и сразу за оградой
Правленского сада, где был построен дощатый ангар.
Этот дощатый ангар для БИ-1
В самом здании БТЗ треста «Трубосталь» наркомата черной
металлургии СССР разместился другой авиазавод №468 НКАП, который изготавливал и
конструировал грузовые парашюты.
Эти два предприятия и еще завод №293, где авиаконструкторы
Камов и Миль разрабатывали и ремонтировали боевые автожиры, как говориться, «сели»
на производственные мощности труболитейного завода.
Что же это были за мощности?
Человеческий стереотип при упоминании авиапромышленности
рождает образы чистых светлых, просторных цехов, людей в белых халатах. В США, Великобритании,
Германии, в известной степени, так и было.
Однако Билимбаевский
труболитейный завод не соответствует этому стереотипу ни в малейшей степени.
На БТЗ до конца войны использовались вагонетки от конной железной дороги
Знаменитый
конструктор ракет Борис Черток в последствие
вспоминал, что эвакуированные обошли завод, осмотрели его и сделали вывод: «Демидовская технология
петровских времен».
Авиаторы
плохо разбирались в вопросах металлургии и сделали не правильные выводы.
Технология была, конечно, не петровских времен, а начала XX
века.
Формально
завод в 1941 году не был старым. Он
пущен в эксплуатацию в 1931 год. Проектная мощность завода предусматривала 15 тысяч тонн в год муфтовых водопроводных
труб размером от 3 до 20 дюймов в диаметре. Кроме того, на заводе производили
до 1937 года чугун от собственной домны, а так же кирпич.
Предприятие было сравнительно
большим. Численность работающих на нем в 1939 году составляла 508 человек. Для
сравнения – на крупнейшем трубном предприятии Урала – первоуральском Новотрубном
заводе в то время трудилось 4235 человек.
К концу 30-х
годов предприятие уже считалось устаревшим. Электроэнергию завод получал от
собственной электростанции, оборудованной турбогенератором «Целли», мощностью
500 КВт – популярный агрегат начала XX века. Парокотельная силовой станции была
оборудована одним котлом системы «Никлосс», объемом 207 кв. метров. Это тоже очень популярная дореволюционная
модель. В частности котлы системы «Никлосс» имел знаменитый крейсер «Варяг».
Турбодинамомашина "Целли"
Электроэнергии
в общем то, агрегат вырабатывал достаточно, но имел существенный недостаток: при ревизии паротурбины и очистке котла выпуск
основной продукции на заводе останавливался на срок до одного месяца! В это
время цеха освещались при помощи электроэнергии, выработанной с помощью локомобиля
«Маршаль» с генератором на 50 КВт.
«Маршаль» -
знаменитая фирма, прославившаяся в начале XX века производством паровых
молотилок.
Так
продолжалось до октября 1944 года, когда завод пустил новую подстанцию
высоковольтной линии.
Серьезной
заводской проблемой был и транспорт. Главным транспортным средством на заводе
был узкоколейный паровоз типа 0-3-0 завода «Юнг». К нему имелось примерно 80
вагонеток, оставшихся от конной железной дороги.
Колея
вагонеток была уже, чем у паровоза. Билимбаевцы вышли из ситуации просто:
положили ещё одну рельсу! В результате железная дорога получилась
трехрельсовой!
Узкоколейка
от завода шла к Московскому тракту, пересекала его, далее - по деревянному
мосту шла через Чусовую к станции Билимбай. Там водоппороводные трубы, чугунное
литье, огнеупорный кирпич перегружались на поезда наркомата путей сообщения. А
каменный уголь, чугун, кокс, наоборот везли со станции Билимбай на завод. Рассчитана
узкоколейка была на вес от 5 до 10 тонн. Длина её составляла 4.3 километра.
Конные вагонетки катал узкоколейный паровоз фирмы "Юнг"
У
руководства завода в годы войны было намерение сделать под Московским трактом
тоннель, через который бы мог проходить паровоз. Мероприятие было включено в
план работ на 1945 год. Но данных за то, что тоннель был сделан у меня нет.
Для грузоперевозок
на заводе требовалось так же, примерно 40 лошадей. Однако в годы войны
численность их колебалась в пределах 15 – 20 голов.
Для доставки
грузов со складов Свердловска использовались так же автомобили. В разное время
это были ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5, ЗИС-6. В том числе и газогенераторные.
Автомобиль ЗИС с газогенератором
К моменту эвакуации авиапредприятий в Билимбай там оставалось
несколько единиц изношенных автомобилей, которые часто простаивали из-за
недостатка запасных частей.
Конечно, у советских авиаконструкторов было и преимущество
перед их немецкими коллегами – завод в Билимбае никто не бомбил.
Но и германские заводы до 1944 года бомбили слабо, а потом
рассредоточили и спрятали под землю.
Считается, что ракетный двигатель, был тупиковым
направлением. Конечно, позднее советским авиаконструкторам оказалось проще
скопировать Ме.262, чем создавать самолёт самим.
Однако и условия работы не сопоставимы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий