среда, 28 марта 2012 г.

Где похоронен Вадик Миль?



Разговоры о том, что сын известного авиаконструктора Михаила Миля похоронен в Билимбае я слышал неоднократно.
Как утверждают старожилы, в Билимбай приехал с сыном, но уже больным. Заболел мальчик по дороге в эвакуацию. Дело было поздней осенью, а ехали в неотапливаемых вагонах. Вскоре по приезду он умер. Похоронили его на билимбаевском кладбище. Когда завод вернулся из эвакуации, семья Милей вернулась в Москву. После войны, сторожихе билимбаевского кладбища родственники Миля регулярно присылали деньги, для того, чтобы она ухаживала за могилой. Однако в перестройку деньги присылать перестали.

Я позвонил в сельское территориальное управления Билибая. Там мне подтвердили, что была женщина, которая ухаживала за могилой сына Миля, но она давно уже умерла и где находится могила никто не знает.
Особенность в том, что хоронил Миль своего сына не по еврейскому, а по советскому обычаю, поэтому если надпись стерлась, то никак отличить эту могилу от сотен других невозможно.
В одном из интервью дочь Миля Елена Михайловна Миль вспоминала:

- Затем родился сын Вадик, который прожил всего 5 лет. Во время войны он умер в эвакуации от дифтерита.

Автор книги «Неизвестный Камов» Лидия Кузьмина эвакуацию описывала так:

«В товарный вагон удалось втиснуть широкий диван, и женщины спали на нем, а мужчинам достались
нары. Взятый в дорогу «отоваренный» по карточкам паек скоро кончился. На станциях и полустанциях вещи меняли на продукты. В пути на эшелон напал «мессершмитт» и метров со 100—150 открыл огонь. Отогнать же его было нечем. Однако все обошлось. Несмотря на все беды и напасти, до места — в поселок
Билимбай под Свердловском — все-таки добрались».

Сам конструктор Михаил Миль впоследствии написал стихотворение в котором были такие строки:

Сына нет, далеко схоронили,
Он весенний свет унес с собой...


Это «далеко» по всей видимости и есть билимбаевского кладбище.

На фото вверху Михаил Миль с дочерьми. Слева- направо: Надежда, Елена, Татьяна...

4 комментария:

  1. Про то, что сын М. Миля похоронен на старом Билимбайском кладбище, я знаю точно. В 1980 году я проходил практику на швейной фабрике в Билимбае. А на постой меня, с моим одногруппником, определили к женщине, которая была смотрителем на старом кладбище. У неё был добротный двухэтажный дом в центре Билимбая (рядом с автостанцией). Дореволюционной постройки, купеческий. Мы занимали комнату на первом этаже. На этажерке в комнате была неплохая подборка книг (скопилась от многих постояльцев). Меня заинтересовала книга «Вертолёты зовутся МИ», с дарственной надписью. Текст не помню, но посвящался он хозяйке дома. Хозяйка ответила на вопрос просто: а они у меня жили. В этой самой комнате. Я за могилкой их сына ухаживаю. Они деньги высылают регулярно.
    Время прошло, и я имя хозяйки дома не помню, а вот соседи звали её «Чихалда». Причём со слов соседей так же называли и её мать, которая тоже была смотрителем старого кладбища. Могила сына М.Миля была ухожена. По крайней мере – в 1980 году. Весной этого года мы устроили субботник, я красил крышу дома, а мой товарищ с хозяйкой пошли прибрать могилку мальчика, и покрасить ограду. Со слов хозяйки, она состояла в переписке с супругой М. Миля, говорила о них очень уважительно.
    Вот всё, что знаю. «Чихалда» была хорошей женщиной. Очень слабого здоровья, но волевая. Держала нас в строгости, а когда добрела, рассказывала нам про прежние времена, и подкармливала варёными яичками и сдобой, которые приносила с работы.
    С уважением,
    Н. Ильин.

    ОтветитьУдалить
  2. До прошлого августа могила стояла заброшенной. Вот такой:
    http://gusev-a-v.livejournal.com/194064.html
    Потом я настоял и могилу уже восстановили.
    На открытие приезжали дочери авиаконструктора:
    http://gusev-a-v.livejournal.com/216169.html

    Кроме дочерей Миля мне за все хлопоты никто спасибо не сказал. Ну и хрен с ним! ДЛя истории что-то сделал и от этого примятно.

    А Чихалда давно у мерла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анатолий!
      Вам благодарны, минимум два человека- дочери Миля. И я, с удовольствием, третьим буду.
      Пройдёт время, люди перестанут думать только о вкусной еде и мягкой подстилке. Начнут интересоваться своими корнями (не только дворянскими), своим краем, малой Родиной. Вот тут Ваши труды и оценят по-настоящему. Удачи Вам, и побольше единомышленников!
      С уважением,
      Н. Ильин.

      Удалить
  3. А в могиле две детей: Вадик и Маня. Памяинмк сделали таким о каком мечтал конструктор. Сестры дали его акварельный рисунок. По рисунку памятник и сделали.

    ОтветитьУдалить