пятница, 6 января 2012 г.

Как жили первоуральцы в годы войны?

Сейчас с помощью телевидения и кинематографа в головы людей вдалбливается определенный образ жизни советских граждан в годы Великой Отечественной войны. Образ этот прост: жуткий гнет власти и страдания. Дескать, почти за каждым рабочим и солдатом стоял сотрудник НКВД, чтобы обижать, унижать и репрессировать невинных. А как на самом деле жили первоуральцы в годы Великой Отечественной войны? Вот только несколько фрагментов из жизни в военное лихолетье…



Власть людей гнобила в бараках?

Осенью 1941 года в Первоуральск начали прибывать эвакуированные с предприятий Украины и юга России. Численность населения города выросла сразу почти на треть. Многих эвакуированных подселили в частные дома. Но проблема сохранялась, поэтому сразу же развернулось масштабное строительство жилья. Строились, в первую очередь, общежития, но и полноценные квартиры строилось то же. Возводилось сразу несколько многоквартирных домов.
Строительство вели, как правило, предприятия. Наибольшее количество жилья строил Новотрубный завод. Приспосабливались под жилье многие хозяйственные и административные помещения. После 1943 года, когда эвакуированные начали возвращаться на постоянное место жительства, «квартирный вопрос» перестал быть таким острым. Однако строительство жилья не только не уменьшилось, а возросло. Государство начало стимулировать индивидуальное жилищное строительство. В 1945 году было начато возведение первой серии коттеджей. Деньгами застройщикам помогало государство, а техникой и рабочими руками – предприятия.

Дети слонялись по городу беспризорными?

В годы войны в Первоуральске была открыта масса детских садов и яслей. Большинство ДДУ были открыты предприятиями. Необходимость в большом количестве детсадов была вызвана прибытием большого количества эвакуированных с детьми. Конечно, эти садики не соответствовали современным санитарно-гигиеническим нормам. Это видно даже по сохранившимся фотографиям: печное отопление, простенькие кроватки, самодельные игрушки… Тем не менее город прилагал максимум усилий чтобы дети росли здоровыми. Судить об этом можно по обеспечению детских садиков молоком. В специальных постановлениях горисполкома регламентировалось его распределение: сначала – детям, а остальным – что останется!
В целом, городские власти и предприятия в годы войны сумели полностью обеспечить город местами в детсадах.

Колхозники жили как крепостные?

С лета 1941 года все работники промышленных предприятий были переведены на особое положение. Можно сказать, что их работа на НТЗ, динасовом заводе, Хромпике и др. была их военной службой. За оставление места работы, прогулы и т.п. закон карал как за дезертирство. Колхозники же окрестных деревень в этом смысле находились в более выгодном положении. До войны они вообще перемещались по стране практически неконтролируемо (у них не было паспортов). Паспорта требовались, как правило, для устройство на работу на промышленные предприятия. Из колхоза в колхоз они переходили свободно и для этого паспорта не требовались. За трудодни колхозники, получали денег очень мало. Зато им выдавали продукты. Излишек продуктов колхозники могли продавать на колхозных рынках. Однако в годы войны продуктовые изъятия для фронта были очень велики и торговать многим колхозникам было нечем. По этой причине жизнь в колхозах стала тяжелой и голодной. Рабочие предприятий были в более выгодном положении – они получали продуктовое обеспечение по карточкам. Если посмотреть меню столовой НТЗ военных лет, то можно обнаружить мясные котлеты, омлеты, блины, пирожки с картошкой, капустой и т.д.

Население жалело пленных немцев?

Советские граждане действительно часто относились к пленным сочувственно. Люди понимали, что многие немцы, попавшие на фронт, были мобилизованными, подневольными и могут вовсе не испытывать вражды к советскому населению. Однако к военнопленным, которые содержались в Первоуральске это не относится. В нашем городе не было обычных военнопленных. Здесь содержались исключительно военные преступники. Крест, который нынче установлен на немецком кладбище в Талице, установлен палачам и садистам.


Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст?

Если верить современным фильмам о войне в нашей стране в ту пору пели исключительно безыдейные песенки типа «Утомленные солнцем» или патриотические «Вставай страна огромная!» В действительности же даже в самое сложное время культурная жизнь не угасала. Мало кто знает, что в годы войны на Новотрубном заводе существовал джазовый оркестр. И не просто существовал, а регулярно давал концерты. Причем в репертуар помимо обязательной военно-патриотической тематики входили самые разные мелодии. Интересно, что музыканты не плохо по тем временам зарабатывали. Это видно по размерам тех добровольных взносов, которые первоуральские джазовики делали в пользу Красной армии.

Анатолий Гусев
"Новая еженедельная газета" от 5 мая 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий